ПОКАЗАТЕЛИ ОПОРНОЙ СПОСОБНОСТИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ТРЁХ ЧЕТЫРЁХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

В. В. Беседа, к.п.н., кафедра психолого-педагогического и общественно-гуманитарного образования Одесского областного института усовершенствования учителей

г. Одесса, Украина

 

В. С. Марчук., инструктор по физической культуре Одесского дошкольного учебного учреждения «Ясли-сад» №151 комбинированного типа

г. Одесса, Украина

 

По статистическим данным ВОЗ около 15% населения мира, имеют какую-либо форму инвалидности [4]. Относительно ортопедической патологии среди детской инвалидности Белокрылов Н. М. указывает что она составляет 18-19%, а ортопедическая патология – 43,7% [1]. Х. М. Сакалла констатирует, что на долю деформаций коленного сустава приходится от 17,2% до 21,4%, а голеней – 14,7%. Нарушения в нижних конечностях занимают ведущее место у детей 15-17 лет, и 2-ое место у детей дошкольного возраста [9]. В их основе лежат локальные изменения в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, которые ограничивают бытовые возможности ребенка и затрудняют его социальную адаптацию [1, 9]. Следует отметить, что выявление особенностей опороспособности у детей является первоочередной проблемой в становлении их двигательного развития [1, 7, 9].

Цель исследования – выявить показатели опороспособности в нижних конечностях у детей трёх-четырёхлетнего возраста с задержкой моторного развития.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ литературных источников по обозначенной проблеме.
  2. Определить методики тестирования нижних конечностей у детей с задержкой моторного развития.
  3. Выявить уровень развития опороспособности нижних конечностей у тетей 3-4 лет с задержкой моторного развития.

Обзор специальной литературы позволил выявить наиболее популярные методики диагностики нижних конечностей: физикальное исследование костно-мышечной системы [2, 6, 8], стабилометрические исследования [5], мануальное мышечное тестирование нижних конечностей по Васильевой [3]. В данных методиках основное внимание уделяется: исследованиям движений в суставах конечностей, измерению подвижности в суставах, постурологическим позам, а также соответствию определённых мышц на то или иное действие. При этом следует обозначить следующие моменты:

отсутствуют единые показатели объема движений в различных суставах нижних конечностей;

способы определения тонуса мышц субъективны;

используется дорогостоящая аппаратура;

исследователи не уделяют внимание определению уровня опороспособности ног у детей;

отсутствуют данные о двигательных способностях в нижних конечностях у детей дошкольного возраста;

тесты не адаптированы к детям дошкольного возраста.

В ходе исследования были определены тесты, которые позволяют определить уровень опороспособности нижних конечностей детей дошкольного возраста с задержкой моторного развития [7]. Тесты составили две группы – тонические и двигательные.

В группу тонических тестов вошли:

тест «Часики» позволяет определить тонус мышц, приводящих бедро;

тест «Лучик» позволяет определить тонус мышц сгибателей в колене;

тест «Флажок» позволяет определить тонус мышц задней поверхности голени;

тест «Следочки» позволяет определить опорные зоны стоп.

Группу двигательных тестов составили:

тест «Ловись, рыбка!» позволяет определить гибкость, подвижность в суставах нижних конечностей;

тест «Кенгуру» позволяет определить скоростно-силовые способности ног;

тест «Журавлик» позволяет определить функцию статического равновесия.

Исследование проводилось в сентябре 2017 года на базе Одесского дошкольного учебного учреждения «Ясли-сад» №151 комбинированного типа г. Одесса. В обследовании участвовал 23 ребенка в возрасте от трех до четырех лет. Диагностика проводилась в первой половине дня инструктором по физическому воспитанию, где присутствовали медицинский работник и воспитатель данной возрастной группы. Время на тестирование одного ребёнка составляло от 5 до 10 минут.

По итогам тонической диагностики была выявлена тотальная гипотония мышц нижних конечностей, где наибольшая выраженность была присуща мышцам приводящих бедро (табл. 1).

 

Таблица 1. Результаты тонической диагностики.

Условные обозначения: -3 – выраженная гипотония, -1 – незначительно выраженная гипотония, +1 – незначительно выраженный гипертонус.

«Часики»

«Лучик»

«Флажок»

«Следочки»

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

-2,5

-2,5

-0,87

-0,78

-0,43

-0,43

+1

+1

 

Результаты двигательной диагностики указали, что физическая подготовка детей трёх-четырёхлетнего возраста с задержкой моторного развития значительно ниже возрастной нормы (табл. 2).

 

Таблица 2. Результаты двигательной диагностики.

«Ловись, рыбка!» см

«Кенгуру» см

«Журавлик» сек.

пр.

лев.

-4

65

2,86

2,94

 

Выводы. Полученные результаты отражают некоторые показатели опорной способности нижних конечностей у детей трёх-четырёхлетнего возраста с задержкой моторного развития. Следует отметить, что в основном у детей данной категории имеет место тотальная гипотония мышц тазового пояса и нижних конечностей, а также отставание в развитии двигательных качеств в ногах.

Данная информация может быть использована в коррекционной работе специалистами по физическому воспитанию, инструкторами ЛФК, кинезиологами, а также постурологами.