Профессиональная деятельность

Фотогалереи
Сказочная физкультура в детском саду
Видео
Занятие "На летней лужайке"
,
Занятие "Боцман и юнги"
,
Занятие "В гости к царю Угольку"
,
Занятие "Евро 2012: Футбольчик"
,
Занятие "Мишки и шишки"
,
Занятие "Осенний лес"
,
ГП утренняя "Зеленые человечки"
,
ГП утренняя "Любопытные прищепки"
,
ГП дневная "Сони-просони"
,
ГП дневная "Веселый огород"
,
Забавные физкультуринки
,
Физкультурные развлечения "Волшебные кубики"
,
Физкультурные развлечения "Волшебные обручи"
,
Физкультурные коррекционные этюды "Антисутулость"
,
ГП ранкова (глухі дошкільники)
,
Индивидуальное занятие с ребенком с СДВГ
,
Гравитационно-вестибулярный тренинг на "Ковре-самолете"
,
Тренинг на "Карусели-центрифуге"
,
Тренинг на кресле "Ниндзя на стенке"
,
Урок в 4 классе "Встреча с инопланетянами"
,
Вебінар М. М. Єфименка "Казкова фізкультура" (частина 1)
Поиски, размышления, дискуссии:

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

         Позвольте хотя бы в кратком виде представить вам для размышлений и дальнейших творческих поисков основные позиции своей инновационной  технологии «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста (в норме и при патологии)», которые более полно и аргументированно изложены в моих книгах (смотреть раздел «Книги» на данной странице):

1. ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ физического развития детей. К сожалению, этот основополагающий методологический принцип нарушен практически во всех программах по физическому воспитанию, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением. Почему-то почти всегда занятия (уроки, пары, тренировки) по физической культуре начинаются из исходного положения стоя, далее следуют строевые упражнения, разновидности ходьбы, затем разминочного бега и т.д. Такая последовательность освоения основных движений в корне противоречит филогенетическому принципу становления животного мира и человека как части этого мира, который реализуется в авторской технологии в очень эффективном эволюционном методе физического развития детей. Другими словами, тело ребёнка необходимо развивать в последовательности от лежаче-горизонтированных, спокойных и расслабленных положений и движений – к более вертикализованным, динамичным, спортивно-результативным положениям и двигательным действиям! Ещё короче:  от положения лёжа ‒ к положению стоя, ходьбе, лазанию, бегу и прыжкам, но не наоборот! Этот постулат базируется на биогенетическом законе Геккеля-Мюллера: онтогенез (индивидуальное развитие ребёнка) повторяет филогенез (историческое становление животного мира и человека как его составной части). Мне, как педагогу-физкультурнику, осталось только добавить следующее – а разумная система физического развития детей должна иметь в своей методической основе логику онтогенеза (ребенка, его развития в первые три года!).

         Правда, нам с вами есть о чём подумать?

 

Эволюционная логика

2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ  НАСЫЩЕННОСТЬ  ЗАНЯТИЯ (УРОКА). В идеале должна найти своё воплощение в тотальном игровом методе. Все или почти все педагоги это хорошо понимают, но почему-то практически не воплощают…(?). Вспомните, какой была физкультура у вас, и посмотрите, как она ещё  проводится в детском саду и школе: за редким приятным исключением ‒ неинтересно, нудно, однообразно, авторитарно-дисциплинарно с элементами «педагогического насилия» («заставляния»). В основу же авторской технологии положена физкультурная сказка – как самая эффективная форма взаимодействия с детьми на занятии! Это подразумевает сюжетность каждого занятия, его тематическую образность, ролевые проявления детей (учащихся), высокую положительную эмоциональность, элементы дозированной драматизации (активизации двигательно-игровой активности), сказкотерапию, а также использования энергетического потенциала подсознательных аттракторных структур в виде детских архетипов. Реализация этих основных позиций выведет проводимые вами занятия (уроки) по физической культуре на совершенно иной уровень, соответствующий желаниям детей и веяниям начала XXI века! В обобщающем смысле можно вести речь о театрализации физического воспитания детей и учащихся.

         Так давайте же становиться режиссерами своих физкультурных спектаклей!

Эволюционная логика 2

Эволюционная логика 3

3. КОМПЛЕКСНОСТЬ воздействия на психофизическое развитие детей. "Расчленяющая" ребёнка (учащегося) узкоспециализированная система урочных занятий или их подобие не могут содействовать развитию всесторонней и гармоничной личности. Большинство педагогов уже давно понимают необходимость интеграции всех областей (направлений, линий) развития подопечных. Понимают, но на практике физкультура остаётся чаще всего только «физкультурной», в каком-то смысле, механической, хотя на ней есть все возможности заняться и социально-коммуникативным развитием ребёнка, его речевым и познавательным развитием, а также художественно-эстетическим. И всё это можно чудесным образом организовать вокруг стержневого направления развития – физического! Это словно ядро, вокруг которого летают и, тем самым, его дополняют другие полезные элементы (частицы, фрагменты, компоненты). Только сюжетный, театрализованный, сказочный стиль проведения занятия позволит вам с успехом интегрировать все образовательные области в одном занятии и содействовать комплексному, всестороннему развитию ребенка!

         Я желаю вам в этом удачи!

 

4. КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ занятий (уроков) по физической культуре. В последнее время многие педагоги это также стали понимать, поскольку здоровых детей по официальной и неофициальной статистике осталось примерно 3 ‒ 7%! Эта цифра в отдельных регионах и образовательных организациях может варьироваться, но в весьма ограниченном диапазоне. Следует отметить горький факт, что преобладающее число детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют те или иные отклонения в здоровье и развитии. В этом плане очень актуальным и перпективным нужно признать подход, который различными авторами в разное время назывался как «коррекционная педагогика», «специальная педагогика», «кондуктивная педагогика», «медицинская педагогика», «педагогическая неврология», «адаптивная педагогика» и др.

Мы сегодня работаем практически с больными детьми – вот почему процесс физического воспитания и оздоровления таких детей должен быть специфическим, а не обычным, традиционным.

Вы прилагаете усилия для повышения своей медицинской компетентности, осваиваете основы коррекционной педагогики, изучаете методики физической реабилитации? Хочется думать, что да…

Уважаемые коллеги, я лишь обозначил те стратегические направления повышения нашего с вами профессионального мастерства, которые мы будем воплощать в ближайшие годы и десятилетия. Я желаю всем вам удачи на этом непростом, но очень интересном и праведном Пути!

Доктор педагогических наук, профессор БГПУ Николай Ефименко.